Мы любим путешествовать и посещать достопримечательности за границей. А  сами у себя  имеет редкостных мест столько, что их хватит примечать и нам и нашим внукам.

       Например, Хасанский район – самое теплое море, самая южная точка России, единственный морской заповедник  в стране, самая короткая граница, смычка трёх стран, и т.д.

       Давайте получше узнаем свои родные края!

 

Вот фрагмент из «Вольной энциклопедии», сайт путешественников.

   Хасанский район

   Самый южный район Приморского края и всего Дальнего востока, зажатый между китайской границей и морем (Амурским заливом и заливом Посьета). Административный центр – пос. Славянка. На территории Хасанского района находятся несколько ООПТ: заповедник “Кедровая Падь”, Дальневосточный морской заповедник (участки прибрежной акватории и мелкие острова), Барсовый республиканский заказник (вся северная треть района), Хасанский природный парк – единственный в Приморье (занимает всю территорию восточнее пос. Хасан и южнее бухты Рейд Паллада), комплексные памятники природы – гора Голубиный Утес и Бухты залива Посьета (оба – на юге).

    В начале XX в. в этих краях жило много корейцев, на территории района (он первые годы советской власти был национальным) существовало 6 корейских поселений; позднее они были сосланы.

  Однопутная железная дорога идет через весь Хасанский район, имеет ответвления к портам – Посьету, Зарубино и Славянке (по ним имеется только грузовое движение); линия Барановский – Краскино с веткой на Посьет была открыта в 1941 г., продолжение до Хасана появилось после войны, в последнюю очередь появился “Мост Дружбы”, связавший ж/д сети СССР и КНДР. Существует также ответвление из Краскино в Китай (Хунчунь). Единственный пассажирский поезд – Уссурийск-Хасан – ходит раз в сутки (он состоит из 1 почтово-багажного, 1 общего, 1 плацкартного и 1 купейного вагонов). Легендарный вагон Москва-Пхеньян, самый дальнобойный в мире, проходит не здесь, а через Пекин.

    Автомобильная дорога “Раздольное – Краскино – граница с Китаем” активно реконструируется; участок Краскино – Хасан остается совершенно глухим (асфальт только на небольших участках, кое-где бетонка, кое-где грунт; проходит всего несколько машин в день). Интересно, что в состав дороги А189 “Раздольное-Хасан” включены подъезды к Славянке, Посьету, Цуканову, границе с Китаем и высоте 206,7.

   Чтобы добраться из Владивостока в Хасан, удобнее всего доехать до Раздольного на электричке, там пройти 1 км в обратном направлении и начинать стопить у длиннейшего моста через реку Раздольную. Имеет смысл передвигаться на локале, так как иного транспорта можно и не дождаться (фуры в Китай ходят крайне редко – возможно, даже не каждый день). В связи с дачно-курортной сущностью большинства поселков Хасанского района, на дороге много деньгопросов и неподвозящих. В Гусево (43-й км, на картах не обозначено, недалеко от Кравцовки) – пост ДПС, где тормозят абсолютно все машины.

   От Раздольного до Славянки и даже далее (до Сухановского перевала) – в большинстве мест асфальт, как правило хороший, осталось несколько участков без покрытия длиной по несколько км. От Сухановского перевала до поворота на Зарубино сейчас идет глобальная реконструкция, качество ужасное, дорога вся в ямах и больших камнях; от Зарубино до Краскино – прекрасный новый асфальт, продолжающийся затем в сторону китайской границы и (недалеко) в сторону Хасана.

   На участке Хасан – Краскино отсутствует автобусное сообщение. Из Владивостока ходят рейсовые автобусы в Славянку, Зарубино (он также заезжает в Славянку) и некоторые др. поселки. Из Славянки также ходят автобусы в Уссурийск.

 Гвоздево. Небольшой пристанционный поселок в 4 км к югу от автодороги Раздольное – Хасан, в 12 км к востоку от Краскина и в 7 км к северо-востоку от Посьета. От ж/д станции Гвоздево отходит ветка в Посьет, на которой нет пассажирского сообщения.

   В Гвоздеве останавливается поезд Хасан-Уссурийск; кроме того, эта станция является пересадочной для тех, кто хочет пользоваться местными “поездами с тетками”. На участках Хасан – Гвоздево (2 раза в день, еж.) и Гвоздево – Приморская (1 раз в сутки, 3 дня в неделю) ходит т.н. “классный” поезд (маневровый тепловоз, общий – бывший плацкартный – вагон со свирепой проводницей, и открытая грузовая платформа для бичей). Расписание этого чудо-состава см. в статьях про Приморское и Краскино.

 Краскино. Поселок городского типа с населением в несколько тыс. чел. Здесь заканчивается более-менее оживленная дорога; в центре поселка, у обелиска, она разделяется – направо уходит шоссе к китайской границе (до нее 31 км) и далее на Хунчунь, прямо – в Хасан (до него 52 км, других населенных пунктов на этом направлении нет).

    В Краскине есть несколько магазинов и кафе, небольшой рынок китайских товаров. Рядом с поселком находится известный археологический памятник – Краскинское городище, где раскопаны средневековые поселения времен гос-ва Бохай и империи Цзинь. На самой большой сопке, ограничивающей поселок с севера, стоит огромная статуя советского солдата на высоком постаменте.

    На краю Краскина – ж/д станция Махалино, где останавливаются пасс. поезд Уссурийск – Хасан и “классный” поезд Хасан – Гвоздево. Билет от Махалина до Хасана стоит непомерно дорого (больше 70 руб. за 40 с небольшим км), но можно проехать зайцем – станций с вокзалом, где вас имеют право высадить, между Хасаном и Махалиным нет, есть только остановочный пункт в Лебедином. Для желающих в “классном” поезде предусмотрен бич-вагон. В уссурийский пасс. поезд, в т.ч. в его локомотив, впроситься практически нереально.

    Старый вокзал на ст. Махалино снесен, взамен построили новый, шикарного вида, с фонариками и скамейками у бетонной дорожки к платформе. Зал ожидания теплый, в ожидании поезда почти все сидячие места занимают местные жители. Касса обычно не работает, билеты приобретаются у проводников. Расписание (время московское): 5309/5310 Хасан – Гвоздево 4.05-4.07 / 1.23-1.25 еж; 5311/5312 Хасан – Гвоздево 11.45-11.47 / 8.54-8.56 еж; 965/966 Хасан – Уссурийск 18.53-18.56 / 15.19-15.24 еж.  

   Существует еще ж/д станция Краскино (восточнее поселка), но она мало полезна. Ж/д линия КраскиноХунчунь (уходит от ст. Махалино в сторону китайской границы) на вид показалась мне мертвой, но в интернете есть сведения о том, что она новая, построена совместно двумя странами для доступа КНР к портам Хасанского р-на Приморья, и что российская пограничная станция на этом направлении называется Камышовая.

 Посьет. Поселок городского типа в 12 км от пос. Краскино, в 7 км от ж/д ст. Гвоздево, с морским портом и грузовой ж/д станцией при нем. Расположен на узком Новгородском полуострове, который разделяет 2 бухты залива Посьета ‑ Экспедиции и Новгородскую. Имеется Естественно-исторический музей (Портовая ул., 26, тел. 4-14-95). В Посьете есть почтовое отделение, переговорный пункт, небольшая гостиница и другие блага цивилизации.

 Приморский. Поселок городского типа в 2-х км от берега Амурского залива. Дорога Приморское – Барабаш (16 км) – хорошая грунтовка; машин на ней мало, дачники на дорогих иномарках останавливаются редко, зимой бывает проще дойти пешком. От южной окраины Приморского короткая и узкая лесная дорога, длиной около 2 км, ведет вдоль речки Кедровой к усадьбе заповедника “Кедровая Падь”; музей природы там уже несколько лет не существует. На территории заповедника живут последние 20 с небольшим дальневосточных леопардов.

    Ж/д станция Приморская имеет шикарно отремонтированное здание вокзала с недействующей кассой и залом ожидания, который зимой слегка отапливается (он обычно закрыт, но сотрудники вокзала откроют дверь по вашей просьбе). Билеты на пасс. и “классный” поезда приобретаются у проводников. Расписание (время московское): 965/966 пасс. Хасан – Уссурийск 21.57-22.27 / 11.48-12.18 еж.; 5315/5316 раб. (в местной терминологии “классный”) Гвоздево – Приморская приб. 11.36 / отпр. 1.10 по пн, ср, пт.

 Славянка Наверно, в южной части Приморья место с самыми живописными скалами (почти шхерами) – Славянка, куда входит очень дорогой и некомфортный паром из Владивостока (летом 2008 года 30 долл. за 70 км)! Можно добраться от Владика и по трассе (ок. 180 км через Раздольное), дорога дурная (2008).

    От Славянки есть смысл пойти на восток на п-ов Брюса (от порта до мыса Брюса 9 км), там красиво, но больше и отдыхающих – лучше уж тогда идти до самого мыса. Можно совершить более дальнюю прогулку на север, пройдя по дороге вдоль моря 20 км до п-ва Янковского – там подичее, но и виды менее эффектны.

 Хасан. Поселок городского типа на самом юге Хасанского р-на, у стыка границ РФ, КНР и КНДР. Здесь же находится самая южная точка Азиатской части нашей страны. Не смотря на то, что до границы от станции всего 1 км, пропуска для посещения этого места не требуются; но будьте готовы к тому, что проводник поезда заинтересуется вашей личностью, а затем в поселке вас поймает пограничник и попросит почитать паспорт.

    Граница с Северной Кореей – самая короткая сухопутная граница России, ее длина всего 17 км (от моста Дружбы по реке Туманной до ее устья).

   Население Хасана – менее 2 тыс. чел. Добраться можно на пасс. поезде из Уссурийска, “классном” поезде из Гвоздева или автостопом. Последний вариант – наиболее сложный: в Хасан за день проходит всего несколько машин; ехать могут местные жители либо пограничники, дачников и курортников в Хасане отродясь не было. Не ходят сюда ни рейсовые автобусы, ни дальнобойные грузовики. Расписание всех поездов по ст. Хасан таково (время московское!): Туманган 02.30 вт, пт (приг.), Уссурийск 17.58 еж (пасс.), Гвоздево 02.33 и 10.03 еж (раб.). Время в пути до Тумангана 1 час (в обратную сторону – отпр. из Тумангана 06.00 вт, пт – почему-то 30 мин.), до Уссурийска 7 часов, до Гвоздево 30-40 минут.

     Ж/д вокзал в Хасане поражает своими масштабами; рядом с ним недавно построено новое двухэтажное здание диспетчерской; касса работает только днем, зал ожидания и “накопитель” для северных корейцев открыты круглосуточно. Туалет бесплатный, но при этом относительно чистый. Таблички на комнатах милиции, начальника вокзала и прочих служб продублированы корейскими надписями. Интересно также почитать корейские инструкции по заполнению русских миграционных карт.

    Т.к. кассы большую часть времени закрыты, билеты во все поезда можно приобретать у проводников. С длинного пешеходного моста над ж/д путями видны вдали китайские и северо-корейские сопки с пограничными вышками. Можно разглядеть и ж/д мост Дружбы через реку Туманную (по-корейски Туманган, по-китайски Тумыньцзян) – то немногое, что связывает РФ и КНДР. Автомобильный переход между двумя странами отсутствует, как и пешеходный. Рядом с вокзалом можно увидеть небольшой памятник героям Хасана – в 1938 г. неподалеку отсюда, на озере Хасан, стражи советской земли разбили вторгшихся на нее японцев (в тексте памятной надписи почему-то названных самураями).

     Главный монумент Хасанским событиям находится на берегу того самого озера, но оно расположено прямо у китайской границы и туда никто вас не пустит. В Хасане находятся воинские части, но большую часть поселка составляют обычные жилые дома – блочные и кирпичные, в 2-5 этажей; деревянных сельских домиков мало. Продуктовый магазин работает без выходных (причем довольно поздно, до 8 или 10 часов вечера), ассортимент в нем неплохой, цены не заоблачные. Есть отделение почтовой связи с телеграфом и переговорным пунктом (закрывается рано, работает с выходными днями). Больше двух часов любознательному человеку делать в Хасане абсолютно нечего.

© Верещагин Сергей, Али Реза, 2005-2008.

 Ссылки по теме:

О В. Комарове - исследователе Приморья и Маньчжурии.